Бессмертный полк — это дань уважения героям Великой Отечественной войны, павшим на полях сражений, погибшим от бомбежки в осажденных городах и селах. Это память о женщинах и детях, сгоревших заживо в концентрационных лагерях или во время карательных операций.
Бессмертный полк — это напоминание нынешним поколениям о судьбах жителей блокадного Ленинграда, защитников Брестской крепости, Москвы, Сталинграда и Курска, Воронежа и Орла, Белгорода и Севастополя, Мурманска и Кенигсберга…
Бессмертный полк — это самое малое, что каждый из нас может сделать, чтобы о наших дедах, бабушках, их сыновьях и дочерях, братьях и сестрах, мужьях и женах, родных, друзьях и однополчанах жила светлая память. Воины и защитники русской земли, победившие фашизм, навсегда останутся в строю Бессмертного полка.

Стихотворение Дмитрия Лика “Река бессмертного полка”
Исполняет Цыганова Юлия, ученица 7А класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1474

Светлана Александровна, ветеран ВОВ, 85 лет

Я все вспоминаю каждый день. Забыть войну нельзя… Как же мы могли у такой армий выиграть, когда у нас гвоздей не было в стране? А сегодня поливают Сталина дерьмом. А если бы не он, черта с два выиграли бы мы эту войну. И ползали бы мы перед немцами на коленях. Если бы он парад не сделал, то на следующий день по Красной площади шли бы немцы <…>
Вот два раза в неделю придут, еды принесут – и привет-валет. Помнят нас только в День Победы, и то через человека. Больше о мертвых говорят, чем о живых. <…> О нас забыли совсем. Про нас бы почаще вспоминали. Я вот с 2005 года прошу дать мне эфир, рассказать моему народу о роли детей во время войны. Мы дети были, 14 мне было. В 12 участвовала в финской войне. Никто, как глухие тетери. Хоть Путин и отвечал на «прямую линию», а вот почему-то моего вопроса не было. Все больше организации. Они бы могли, организации, собраться и в Кремле говорить. Больше говорить с народом, а не с начальниками.

Стихотворение Евгения Евтушенко “Хотят ли русские войны”
Исполняет Фокин Максим, ученик 4А класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1502

Барякин Николай Васильевич:
“В один из дней немцы предприняли атаку, бросив на нас танки и большое количество бомбардировщиков. Наша рота занимала огневую позицию в непосредственной близости с окопами пехоты и вела беспрерывный огонь по немцам.
Бой был жарким. Один расчет был выведен из строя; командир роты, капитан Викторов, был тяжело ранен и он велел мне принять командование ротой на себя.
Так впервые в тяжелых боевых условиях я стал командиром подразделения, в котором было 12 боевых расчетов, хозвзвод, 18 лошадей и 124 человек солдат, сержантов и офицеров. Для меня это было великим испытанием, т.к. в это время мне было всего 19 лет”.

Стихотворение Николвя Грибачева “После боя” https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1495

Михаил Сергеевич Самонов:
Под Волоколамском Михаилу Самонову спасла жизнь медсестра Светлана. “Ноги у меня были обморожены: иголку мне вставляли в ногу, а я ничего не чувствовал. Было 25-28 градусов мороза, зима в 41-м году была суровая. Мы лежали в дозорах в снегу, и нельзя было шевелиться, иначе убьют. Ноги подморозились”, – поясняет Михаил Сергеевич.
Врач собирался обмороженные ноги отрезать. “А Светлана ему: “Не дам! Я с ним потанцую еще, нам по 18 лет”. Она мне ноги в итоге и спасла. Их оттерли спиртом”, – рассказывает ветеран.
Со Светланой солдат даже толком познакомиться не успел. “Как-то лежим в траншее, а я говорю: “Где моя Светлана?” А лейтенант говорит: “Потом узнаешь”. И дня через четыре я узнал, что ее послали вытащить из окопа раненого солдата, она достала его оттуда и поползла по снегу. Там ее и убили… Я очень переживал, – у героя войны слезы на глазах. – Много погибло тогда, в 41-м году”, – вздыхает он.
Им говорили всегда идти только вперед. “Мы и шли. И очень много народу легло зря. Очень тяжело было. Тогда мы уже очухались и поняли, что такое война”, – заключает он.

Стихотворение Константина Ваншенкина “Земли потрескавшейся корка”
Исполняет Прокофьев Александр, ученик 7М класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1504

Луканов Борис Петрович:
“Я в тот момент на пулемете был. Крикнул, чтобы все вылезали. Сам повернулся в сторону люка, небо было видно. С одного выстрела мы не загорелись. Я первый вылез. Механик только немного успел вылезти, и в этот момент второй снаряд прилетел и ударил мне по ногам. Я опустился без сил. Но потом как-то собрался: молодой парень все-таки. Скатился кое-как. А там десантники недалеко были и увидели, что я упал. Они оттащили меня немного в лес, подальше оттуда. Потом подъехала грузовая машина. Туда забросили и в батальонный госпиталь повезли. Там перевязали и отправили в тыл. Меня за этот бой орденом Красной Звезды наградили”.

Стихотворение Павла Шубина “Пол мига”
Исполняет Глухов Евгений  https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1494

Леонид Васильевич Сошин, прослужив почти четыре года на Западном фронте, встретил Победу за 3500 км от Москвы, по пути на Дальний Восток. «Ехали мы в простом товарном вагоне. Выбежали радостно, и начали делать салют из пистолетов в небо. Все ликовали!», — поделился он.

Войну ветеран вспоминать не любит, говорит, что тяжело вновь передавать те страшные события, но Дню Победы радуется каждый год. Для него это самый важный праздник — день любви к своей стране. «Я бы пожелал новому поколению, во-первых, не забывать нас, стариков, и хорошо бы нашим традициям следовать: верность к Родине, любовь к Родине!».

Стихотворение Ольги Масловой “Пусть будет мир”
Исполняет Козюков Кирилл, ученик 4А класса. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1493

Любые войны связаны со смертью, а Вторая мировая особенно. Мужество и невероятная сила духа – первые эпитеты, которые приходят на ум, когда мы вспоминаем о ветеранах Великой Отечественной войны. Но были среди тех, кто ковал победу и те, кто не держали винтовки в руках, не изнемогали у станка в тылу, не пытались проложить линию связи до фронта, но они глубже всех прочувствовали ужасы войны – похоронные команды.

Стихотворение Владимира Высоцкого “Братские могилы”
Исполняет Прокофьева Кира, ученица 7М класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1481

Тамара Черных, Санкт-Петербург: «И вот 9 мая по дороге мчалась машина грузовая, там стояли люди, держали Красное знамя и что-то кричали. Побежали за этой машиной, и нам сказали, что Победа, мы победили, наступил мир, можно возвращаться в Ленинград. Конечно, мы тут запрыгали, забегали, радовались, хлопали в ладоши, кружились».

Стихотворение Андрея Усачева “Что такое День Победы”
Исполняет Романюк Михаил https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1480

Впервые Константин Симонов читает “Жди меня” в октябре, на Северном фронте, своему товарищу – фотокору Григорию Зельме. Для него же переписывает стихотворение из блокнота, ставит дату: 13 октября 1941 года, Мурманск.
-Я считал, что эти стихи – мое личное дело… Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке… мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение “Жди меня”, которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека- вспоминал Симонов.
– У стихотворения “Жди меня” нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах… – пишет Константин Михайлович читателю в 1969.

Стихотворение Константина Симонова “Жди меня”
Исполняет Петров Юрий, ученик 2Б класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1479

Головачёв Владимир:
Прибыв на место, мы стали оборудовать позиции: вырыли капонир, закопали танк, привели его в боевую готовность № 2: два человека внутри танка, остальные на отдыхе. И только через несколько дней нам дали приказ двигаться вперёд. Немец тогда здорово отступил, мы догоняли его больше суток. Вышли к берегу Вислы. Там стоял понтонный мост, по которому двигалась и техника и войска. Мы как-то замешкались, и от своей колонны отстали. Чтобы догнать своих, командир принял решение переправляться прямо по льду. Лёд тогда ещё не окреп, и мы почти сразу провалились. Внутрь вода не попала, но выбираться нам пришлось через верхний люк. Вскоре подъехали ребята на танке, кинули нам трос, попытались вытащить. Но трос только рвался раз за разом, несмотря на то, что его толщина была более 30 миллиметров. Стали кидать под гусеницы всё, что имелось под руками, но только перемалывали в труху. И тут нам повезло: подъехал специальный танк из ПРБ (полевой ремонтной базы), у которого имелась лебёдка. Он и вытащил нас на берег.

Стихотворение Роберта Рождественского “Баллада о красках”
Исполняет Зеленова Анастасия https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1478

Ожидание в чем-то было гораздо тяжелее, нежели испытания, выпавшие на долю мужчин. Иногда проще подняться в атаку, чем годами мучиться вопросом, жив ли он, – сказал корреспонденту “Родины” Сергей Лапенков. – Например, человек записал в полк своего дедушку. А разве бабушка не достойна памяти? Истории о женщинах появлялись у нас не так часто, как о бойцах. А нам важно, чтобы воспоминания о женщинах были рядом с воспоминаниями о мужчинах.

Стихотворение Константина Симонова “Жди меня”
Исполняет Куратов Никита, ученик 7М класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1477

Пожелтевшие, посеревшие листки разного формата и разного качества бумаги… Одни размножены типографским способом, другие отпечатаны на пишущей машинке, третьи написаны от руки и в буквальном смысле слова пропитаны порохом, потому что писались на передовой, в промежутке между боями. Некоторые обветшавшие или выцветшие тексты уже трудно разобрать. Эти скорбные листки официально назывались «извещениями», а в народе их с первых месяцев войны окрестили «похоронками».
Тексты похоронок, как правило, были стандартными: «Ваш муж (отец, сын, брат) такой-то… в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, убит (был ранен и умер от ран) тогда-то и похоронен там-то». Позднее стали добавлять: «похоронен с отданием воинских почестей».
В верхнем левом углу извещения ставился штамп воинской части, где воевал погибший, или военного госпиталя, где он скончался. В первые дни войны и до отмены института комиссаров в армии и военных госпиталях похоронку подписывали командир части (батальона, полка) и военный комиссар. Позднее извещения подписывали командир части, начальник штаба и заведующий делопроизводством.

Стихотворение Михаила Исаковского “Здесь похоронен красноармеец”
Исполняет Тимофеев Иван, будущий ученик 1Б класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1501

Иван Ласковый:
“9 мая, примерно в обед, к нам в палату зашли люди в военной форме и громко объявили: «Ну все, товарищи бойцы, война закончилась! Победа!» Раненых в комнате было человек восемь. Те, кто имел возможность встать с кровати, принялись поздравлять и обнимать друг друга. Остальные радовались лежа. От сильных головных болей я еще смутно понимал смысл происходящего, даже пошевелиться не мог. Но слово «победа» сразу отпечаталось в сознании и будто придало сил для выздоровления. Ребята вокруг оживленно обсуждали последние военные новости и строили планы на жизнь после демобилизации”.

Стихотворение Юрия Отруднева “Что такое день Победы”
Исполняет Завьялов Даниил, ученик 6Э класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1476

«По улицам бегали люди, стучали друг другу в окна: „Вставайте! Победа!“ — вспоминала бывшая учительница железнодорожной школы на станции „Енисей“ Б.А. Гиниборг. — Помню, как быстро оделась и побежала в школу. Навстречу мне бежали ученики. Все, взрослые и дети, кидались друг другу на шею, обнимались, плакали, кричали. Все мы были, наверное, похожи на безумных — не было у нас прежде такой великой общей радости»

Стихотворение Игоря Тульговца “9 мая”
Исполняет Смыслов Тимофей, ученик 7А класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1475

Когда началась Великая Отечественная война, тысячи девушек подали заявления с просьбой отправить их на фронт. В 1942 году из города на фронт ушла большая группа девушек. Ушла добровольно. Ушла в бессмертие.
Из воспоминаний Зиганшиной М.Ю.: «Я попала на фронт в составе первого эшелона, отправленного на фронт. Он прибыл в Сталинград. Служила в зенитно-артиллерийском полку. В мои обязанности входило определять высоту вражеских самолетов, их курс. По моим данным зенитчицы открывали огонь по самолетам… Мы стояли насмерть. Особенно мне запомнился один из боев. За один час наша артиллерия сбила 16 вражеских самолетов. В Сталинграде меня ранило, и там я была награждена медалью «За отвагу». Подобных эффективных боев было много. В одном из них полк уничтожил 14 самолетов, 63 танка, много живой силы противника. Девушки-зенитчицы оставили такой глубокий след в истории обороны Сталинграда, что одну из улиц города-героя назвали улицей Зенитчиков».

Стихотворение Роберта Рождественского “Баллада о зенитчицах”
Исполняет Сухов Сергей, ученик 7А класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1473

Плановые воинские захоронения — места погребения в одиночных или общих (братских) могилах, кладбищах воинских частей и подразделений воинов, павших на поле боя, погибших при исполнении служебных обязанностей или умерших от ран. Погребения выполнялись специальными командами воинских частей и соединений.
Погребение останков воинов Красной Армии в период Второй Мировой войны проводилось в соответствии с “Положением о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время”, введенным в действие приказом НКО СССР от 15 марта 1941 года № 138. По этому “Положению” команда, выделяемая командиром, занималась розыском погибших, их доставкой на место захоронения. Перед захоронением у погибших изымались документы (красноармейская книжка, партбилет, комсомольский билет и т.п.), один экземпляр вкладыша солдатского медальона забирался и отправлялся в штаб части для учета, а другой экземпляр должен был оставаться вместе с погибшим.

Стихотворение Владимира Высоцкого “Братские могилы”
Исполняет Михоляк Ева, ученица 6Э класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1472

Коковин Фёдор Иванович:
“Один год, и зимой и летом – ночевали на машине. На жалюзи, погреться по очереди. Вот так заберешься под брезент, что машину закрывает – тепло! Вздремнёшь, уснёшь. На жалюзи меня однажды в лесу зацепило и вместе с брезентом выкинуло. Задняя машина успела заметить. А я не проснулся даже! Вытащили брезент вместе со мной. И снова на машину. Спасибо, хоть заметили! А так-то могли проехать”.

Стихотворение Степана Кадашникова “Ветер войны”
Исполняет Шорманов Михаил, ученик 7А класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1471

Официально 9 мая было объявлено нерабочим днём. С раннего утра и до поздней ночи во всей стране продолжались гулянья, танцы, митинги и концерты.
«В это утро люди перестали говорить обычное будничное „здравствуйте“. Здороваясь, они, по русскому обычаю, целовались, крепко пожимали друг другу руки, говорили: С победой! — отмечается в репортаже „Красраба“. — Дети высыпали на улицу с флажками, юноши и девушки, взявшись за руки, шли посередине улицы, ликуя, смеясь, распевая песни. Появилась гармонь… За какой-нибудь час город приобрел праздничный вид. Красные флаги развеваются из окон, с балконов, над воротами домов».

Стихотворение Сергея Михалкова “После Победы”
Исполняет Яковлев Егор, ученик 1А класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1469

Первый парад Победы прошел на Красной площади 24 июня 1945 года.
В нем участвовали 12 сводных полков, каждый из которых насчитывал свыше тысячи наиболее отличившихся бойцов, в том числе Героев Советского Союза и кавалеров ордена Славы. Перед полками шли командующие фронтами и армиями.
Также в Параде участвовали сводный полк барабанщиков и оркестр из 1,4 тыс. музыкантов. В целом по Красной площади прошли около 40 тыс. военнослужащих и около 1 850 единиц военной техники.
В конце шествия к подножию Мавзолея были брошены 200 знамен разгромленных немецких войск.

Стихотворение Ольги Масловой “Спасибо героям” исполняет Левицкая Анастасия 1 Д класс. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1418

Любая война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах, а особенно в крошечных сердечках детей.
Никакая статистика не может передать ту боль и страдания, которые выпали на плечи детей, переживавших беды войны.
Они быстро повзрослели, ведь война отобрала у них детство. Им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить.
Эту правду о войне, мы должны собирать по крупицам из рассказов прабабушек и прадедушек, чтобы сохранить ее для будущих поколений.

О суровой, горькой доле детей войны рассказал Сергей Сухонин в стихотворении “Две сестры бежали от войны”.
Стихотворение исполняет Ярошенко Елена, ученица 5 м класса. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1454

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

Георгий Рублев называет памятники и обелиски солдатам маяками, светящимися во мгле.
В память о всех погибших в годы Великой Отечественной войны РДШ приглашает учеников и их родителей присоединиться к акции «Фонарики Победы».
Вечером 9 мая в 22 часа в память о подвиге народа на 10 минут зажечь в окнах своих домов огоньки мобильных телефонов.

Стихотворение Георгия Рублева «Памятник» исполняет Цыганова Виктория, ученица 5 м класса. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1450

Чтите долю солдат – в деревнях, городах…
Поклонитесь у братских могил.
И пусть вечный огонь отразится в глаза…

Стихотворение Александра Лазутина показывает всю тяжесть солдатской судьбы в годы войны.
Великая Отечественная война оставила нам память, которая бродит между книг на полках в шкафу, живёт в архивах и музеях, кричит на братских могилах. Она шепчет нам о самом важном и самом дорогом – память должна жить..
Стихотворение Александра Лазутина «Чтите долю солдат» исполняет ученик 1 Г класса Ольховиков Леонид. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1447

По всей России обелиски,
как души, рвутся из земли.

Сегодня, в День Победы, цветы и венки мы возлагаем на могилы погибших в одной из самых кровопролитных войн.
По традиции в 18.50 минутой молчания мы почтим память всех павших в борьбе против фашизма за свободу и светлое будущее.
Пусть никогда не повторится ужас бомбежек и голод, смерть и разрушения.

Стихотворение Риммы Казаковой «На фотографии в газете» исполняет ученик 2 Б класса Ермин Никита. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1443

День Победы – это праздник со слезами на глазах.
В этот день вспоминаются самые важные события прошедшей войны. Среди них – битва за Москву.
Немецкое командование направило на столицу СССР 75% танков , 42% личного состава и около 50% самолётов.
Ноябрь 1941 года пришел со снегопадами, жестокими ветрами и температурой до минус 20 градусов. В результате кровопролитных боёв и упорного сопротивления советских войск наступление немцев было остановлено.

Стихотворение Владимира Кулагина «Ноябрь сорок первого» исполняет ученик 5 М класса Егоров Арсений. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1440

По официальной версии ВС Рф, безвозвратные военные потери СССР составляют 11 444 100 человек, из них погибло военнослужащих — 8 668 400 человек (6 818 300 солдат погибло в боях, госпиталях и при прочих происшествиях, а 1 850 100 человек не вернулось из плена), потери гражданского населения в зоне оккупации — 13 684 700 человек (из них: преднамеренно истреблено — 7 420 400 человек, погибло на принудительных работах в Германии — 2 164 300 человек, погибло от голода, болезней и отсутствия медицинской помощи — 4 100 000 человек)

Стихотворение Бориса Пастернака “Страшная сказка”
Исполняет Шпортко Глеб, ученик 5Г класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1438

Почти 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда, самая кровопролитная блокада в истории человечества.
По расчетам германского командования, город Ленина должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода.
В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей.
Но превозмогая все трудности и лишения, ленингадцы не только жили, но и боролись.
За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко фашистскими захватчиками город Ленинград почетное звание “Город Герой”.

Стихотворение Юрия Воронова «Сотый день» исполняет ученица 4 А класса Зуева Дарья. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1434

“В 1941 году я окончила 10 класс. 21 июня 1941 года у нас был выпускной вечер, все были счастливы и довольны, сколько радужных планов рисовало воображение. Проснулись утром 22 июня — началась война, в один миг все переменилось. Многие выпускники обратились в райком комсомола с просьбой направить их на строительство оборонительных укреплений”.

Стихотворение Дмитрия Попова “22 июня”
Исполняет Спиридонова Алёна, ученица 5Г класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1433

Сегодня, в День Победы, мы поздравляем всех ветеранов войны и тружеников тыла и вспоминаем тех, кто погиб, защищая нашу страну.

В период Великой Отечественной войны около 3 миллионов солдат пропали без вести, погибли в плену. Сколько их, безымянных, покоится в земле по всей нашей стране. Российские поисковые отряды вернули имена примерно 28 тысячам солдатам, считавшимся ранее пропавшими без вести.
Никто не забыт, ничто не забыто!

Стихотворение Риммы Казаковой «На фотографии в газете» исполняет Федоров Иван, ученик 5 Г класса. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1429

Старая поговорка гласит: «При громе оружия музы молчат». Но это не так. В годы войны создано немало замечательных произведений, честных, трогательных, искренних. Они рассказывали о самом важном, в первую очередь, о любви. О любви к детям, к жене, к невесте. О любви к своему дому, своему городу и своей стране. И главное – о любви к жизни! Именно поэтому стихи, написанные поэтами-фронтовиками, и сейчас никого не оставляют равнодушными. Именно поэтому, читая и слушая эти стихи, мы не можем сдержать слёз.

Стихотворение Владимира Лившица «Баллада о черством куске», написанное в 1942 году, исполняет Рыбаков Илья, ученик 4 Б класса. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1428

Всему миру известен монумент «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке.
Советский солдат в одной руке держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.
Прототипом для скульптора Евгения Вучетича послужил солдат Николай Масапов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина 30 апреля 1945 года, и старший сержант Трифон Лукьянович, также спасший девочку во время городских боёв и погибший от ранений 29 апреля 1945 года.
Монумент является символом победы советского народа в войне и освобождения народов Европы от нацизма.

Стихотворение Георгия Рублева «Памятник» исполняет Поспелова София, ученица 2 Г класса. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1426

Юлия Друнина ушла на войну шестнадцатилетней девчонкой в 1941 году и стала медсестрой. В 1943 году Друнина была тяжело ранена — осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать — спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. Именно тогда и появилось первое стихотворение Юлии Друниной.

Стихотворение Юлии Друниной “Запас прочности” исполняет Каухова Яна, ученица 1 Б класса. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1425

Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

Дети войны. Сколько горя выпало на их долю! Страшные годы оккупации и голод блокады, тяжелый труд в тылу и суровые военные будни. Бомбежки, потеря родного дома, смерть родных и близких. Ребята разделили со взрослыми все тяготы военного времени. Как ужасно, что война лишила детей детства! Пусть никогда подобное не повторится!

Стихотворение Лоры Тасси «Оборванного мишку утешала» необыкновенно пронзительно исполняет будущая первоклассница Абульгасанова София. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1423

Пожелтевшие треугольные письма. Их можно найти во многих семейных арзивах.
Письма треугольником – это фронтовые письма. Такая традиция сложилась во времена Великой Отечественной войны.В тяжелых условиях фронта просто не было возможности искать конверт и марку, поэтому придумали более “мобильную” версию почтовых отправлений. Листок складывали треугольником, и на одной стороне писали свои данные и адрес получателя. Почтальоны работали ответственно, понимая, что весточку от солдата ждут родные. Большая радость была для матери или для любимой жены получить такой треугольник из бумаги. С трепетом в душе читали эти, порой неразборчивые, строки, от своих близких.
А сегодня с таким же трепетом и благодарностью мы читаем эти письма, сохраняя неразрывной связь поколений.

Стихотворение Виктора Турова «Дедушкин портрет» исполняет Иванова Анастасия, ученица 2 А класса. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1422

В день Победы ветераны встречаются со своими однополчанами. Одно из мест таких встреч – сквер у Большого театра в Москве. Эта традиция появилась сразу после окончания войны. С годами рядом с Большим стали собираться дети и внуки фронтовиков: еще до появления «Бессмертного полка» они приносили фотографии родственников и рассказывали про их подвиги. На таких встречах дарят цветы ветеранам, поют песни военных лет.

Стихотворение Владимира Степанова «Приходят к дедушке друзья» исполняет Григорьев Дмитрий, ученик 2 Б класса. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1420

Старые военные фотографии. Они запечатлели тех, кто сражался с фашизмом на одной из самых кровопролитных войн. Веселые, молодые, еще живые. Такими они и остались в памяти.
Сегодня, в День Победы, вспомним своих родных и близких, чью жизнь изменила война. Старые военные фотографии бережно хранят в каждом доме. Рассмотрите их, расспросите старших, не дайте прерваться памяти о героях, кто ценой своей жизни отстоял мир.

Стихотворение Риммы Казаковой “На фотографии в газете” исполняет Ефимовв Валерия 2 Б класс. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1417

22 июня 1941 год
3:30. Начальник штаба Западного округа генерал Климовских докладывает о налете вражеской авиации на города Белоруссии: Брест, Гродно, Лиду, Кобрин, Слоним, Барановичи и другие.
3:33. Начальник штаба Киевского округа генерал Пуркаев докладывает о налете авиации на города Украины, в том числе на Киев.
3:40. Командующий Прибалтийским военным округом генерал Кузнецов докладывает о налетах вражеской авиации на Ригу, Шауляй, Вильнюс, Каунас и другие города.
«Вражеский налет отбит. Попытка удара по нашим кораблям сорвана»
3:42. Начальник Генштаба Жуков звонит Сталину и сообщает о начале Германией боевых действий. Сталин приказывает Тимошенко и Жукову прибыть в Кремль, где созывается экстренное заседание Политбюро.
3:45. 1-я погранзастава 86-го Августовского пограничного отряда атакована разведывательно-диверсионной группой противника. Личный состав заставы под командованием Александра Сивачева, вступив в бой, уничтожает нападавших.
4:00. Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Октябрьский докладывает Жукову: «Вражеский налет отбит. Попытка удара по нашим кораблям сорвана. Но в Севастополе есть разрушения».
И в этот момент становится ясно – началась настоящая война

Стихотворение Николая Брауна “Той первой ночью”
Исполняет Овчаренко Надежда, ученица 7А класса  https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1412

Все дальше уходит в прошлое война. Все меньше остается её живых свидетелей.
Ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц осталось чуть более 75 тысяч человек, тружеников тыла — более 760 тыс. человек
Нужно успеть расспросить их о том, что происходило в те трудные годы. Как они жили? Где они черпали силы для труда и военной службы?

Об этом стихотворение Лидии Преображенской “Жила простая бабшка”, которое исполняет Суфтина Дарья, ученица 2 А класса. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1411

Москаленко Василий Иванович:
Я трижды горел в танке. Последний раз хорошо помню. Мы получили задачу занять какую-то деревушку. Разведвзвод это такая организация, что всегда именно ты получаешь первые снаряды. Кто его знает, что нас ждало впереди. По карте надо проехать лес. Командир бригады подошел к комбату и говорит: «Разведка доложила, что впереди как будто никого нет. Вы смотрите, осторожнее там, потому что немцы могут быть в лесу или на опушке. Или еще где-то, ведь для танка самое опасное оружие – это фаустпатрон».

Стихотворение Риммы Казаковой “На фотографии в газете…”
Исполняет Ирина Канарева, ученица 7А класса. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1410

«Кто пережил радость этого чудного майского утра победы, тот никогда его не забудет», — завершал репортаж «Красноярский» рабочий.

Стихотворение Андрея Усачёва “Что такое День Победы”
Исполняет Романюк Михаил, ученик 6Э класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1408

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г., когда немецкая армия захватила Шлиссельбург, замкнув кольцо вокруг Ленинграда. С севера блокаду Ленинграда осуществляли финские войска.
8 сентября 1941 года немцы разбомбили крупные продовольственные Бадаевские склады, и трехмиллионное население города было обречено на голодное вымирание. Ввод продовольственных карточек был сделан сразу – в течение первых дней. Нормы продуктов были рассчитаны исходя из минимума, который не позволил бы человеку просто умереть. Школы продолжали работать, однако детей приходило все меньше. Учились при свечах. Постоянные бомбежки мешали заниматься.
На 2-е сентября 1941-го рабочие горячих цехов получали 800 гр. хлеба, инженерно-технические специалисты и другие рабочие – 600. Служащие, иждивенцы и дети – 300-400 гр. С 1 октября паек был уменьшен вдвое. В декабре появилась возможность доставлять грузы в Ленинград по льду Ладожского озера. С 25-го декабря нормы начали повышаться, но сотни тысяч ленинградцев уже погибли.

Стихотворение Ирины Коротеевой “Таня”
Исполняет Грызлова Анастасия, ученица 7А класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1407

Шелемотов Александр Сергеевич:
Выбираться из танка мы решили все через верхний люк от заряжающего. Наш танк стоял так, что нижний люк упирался в кочку, и выбраться через него было невозможно. Оставался единственный шанс – спрыгнуть через люк на моторное отделение и быстро скатиться с него на землю, а потом укрыться за погребом. Однако Орлов замешкался, вылезая из люка. Его изрешетили пулями, и он упал обратно в танк прямо на руки заряжающего Диамидова. Тот уложил его рядом с Удодом, взял его пулемёт и рывком выбросился на моторное отделение. Ему повезло. Он скатился за погреб и открыл огонь из пулемёта по немецким автоматчиком, которые были уже рядом с нашим танком. Я быстро забрал документы и оружие убитых товарищей и так же выскочил из танка.

Стихотворение Олега Николаева “Память”
Исполняет Логинов Тимофей, ученик 7А класса https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1405

Школьный выпуск 1941 года. Это они со школьной скамьи отправились на фронт. На старых фотографиях они смеются и гримасничают в объектив. Красивые, веселые мальчики.
Потом мальчики погибли на войне. Все. Весь выпуск…
Только в 1958 году Булат Шалвович смог написать о своих друзьях, и называлось стихотворение “До свидания, мальчики…”.
Известно, что бывший миномётчик Булат Шалвович Окуджава, награжденный медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», орденом Отечественной войны I степени, очень долго не считал себя готовым к созданию этого произведения.

Известное стихотворение Б. Окуджавы исполняет ученик 5 М класса Коптев Денис. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1404

Несовместимы дети и война. Война тяжелее всего ударила по детям. кто-то из них самостоятельно сбежал на фронт и испытал все трудности военной жизни. Многие ребята трудились в тылу наравне со взрослыми. Кто-то оказался в тылу, и стал помогать партизанам. Но одно объединило всех детей войны: они в один миг лишились детства. И конечно, все они, как и мы сейчас, мечтали о мире, о доме, о семье. Пусть войны останутся только в детских играх.

Об этом мечтает Ефимова София, ученица 2 Б класса, исполняя стихотворение Михаила Садовского «Несовместимы дети и война» https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1403

И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
22 июня. Эта дата должна быть памятна каждому в нашей стране. Мирная жизнь оборвалась рано утром. И начались долгие и трудные 1418 военных дней и ночей.
Долгие 1418 дней и ночей миллионы солдат и офицеров, тружеников тыла: детей и взрослых – превозмогая усталость, страх и голод, приближали Победный май.

Стихотворение «22 июня» Дмитрия Попова исполняет Гаранина Анна, ученица 2 Б класса. https://vk.com/rdsh_gymn4?w=wall-131089615_1401

#РДШ #РДШ53 #НаследникиПобеды #СтихиоВойне #Школы53_о_Победе