Васильева Ирина Викторовна – опытный, творческий и инициативный педагог.  Приоритетным направлением педагогической деятельности является формирование компетентности учащихся при изучении математики.

По школьным коридорам бегает самое счастливое время, которое вертикалью проходит через всю мою жизнь. Всего три слова – школа, счастье и время, а как много в них заложено!

Школа, счастье, время. На календаре – август. Приближается 1 сентября – праздник для учителей, учеников и их родителей, праздник, объединяющий поколения. Каждый человек в нашей стране или учился в школе, или учится, или будет учиться. Но школа – это не только уроки, переменки, отметки. Школа – это маленькая Галактика. Самая чистая, самая добрая и задорная Галактика, потому что она заполнена детьми. Вы не задумывались, что эта Галактика даже живёт не по григорианскому календарю, а по своему, по школьному? Время здесь измеряется не календарными, а учебными годами. Год делится не на сезоны, а на четверти и лето. День измеряется количеством уроков. Именно в этой Галактике маленький человек учится самому сложному в жизни: открывать самого себя. И как важно, чтобы каждый школьный галактический год был счастливым! Ведь конечная цель образования, на мой взгляд, – вырастить будущего счастливого человека. А это невозможно без счастливого школьного детства.

Время. Через два месяца мне исполнится пятьдесят лет, и как большинство людей, я не осознаю стремительность и скоротечность времени. Честно говоря, никогда не ощущала величину этого числа – 50. Впервые задумалась о возрасте, даже не календарном, а учительском, когда 1 сентября перед традиционной линейкой ко мне подошёл взрослый мужчина, в котором я не сразу узнала своего бывшего ученика. За руку он вёл мальчика и говорил: «Сын, Ирина Викторовна – моя учительница, теперь она будет учить и тебя». Со странным чувством я тогда обнаружила, что теперь я учу уже второе поколение – детей своих учеников. Тогда я поняла, в чем заключается учительское счастье – знать, что твои ученики доверяют тебе самое дорогое для них – своих детей.

Школа. Люди по-разному приходят в профессию, а иногда профессия приходит к ним. Школа, ученик, учитель… Вся моя жизнь связана с этими словами. Мои родители – педагоги, поэтому мои первые детские воспоминания – это круглый стол, настольная лампа; с одной стороны стола мама проверяет тетради по математике; с другой стороны папа проверяет контрольную по физике; и рядом я, абсолютно счастливая от того, что мне разрешили открывать тетради и подавать их родителям.

-Мама, а когда я вырасту, я тоже буду проверять тетради?

– Если не передумаешь, то, конечно же, будешь!

Я не передумала. В школе училась легко, прежде всего меня увлекал сам процесс познания, учиться мне нравилось, больше всего любила решать задачи, особенно по геометрии. Какой восторг я испытывала, когда выстраивалась красивая логическая цепочка, когда решение складывалось, как мозаика! Кстати, я по-прежнему и сейчас люблю решать задачи. Я с благодарностью вспоминаю своих университетских преподавателей, маму, папу, школьных педагогов, которые увлекли меня этой мыслительной наукой, помогли мне овладеть профессиональным мастерством и стать (на мой взгляд) хорошим учителем. Мои детские мечты сбылись, уже третье десятилетие я учу детей математике, учу решать их задачи, находить ответы на вопросы, совершать, пусть маленькие, но свои математические открытия. Уже почти тридцать лет я проверяю работы детей, и каждый раз, открывая ученическую тетрадь, как в детстве, я испытываю трепет и волнение.

Школа. Недавно встретила свою знакомую, которая сменила место работы, разговорились, спрашиваю: «Нравится тебе новая работа?» и слышу ответ: «Что тут может нравиться, это же ра-бо-та!» Как мне ее стало жалко! Она идет работать, а не творить, не совершать открытия, не радоваться за успехи дети. Задаю себе вопросы: «Может ли человек, которому не нравится его работа, быть учителем; который идёт в школу с нелюбовью к ней и к детям?» и сама себе отвечаю: «Человек только тогда вполне счастлив, когда с радостью спешит на работу и с такой же радостью торопится домой». А каким он должен быть – учитель? Хороший учитель?

Для меня хороший учитель, это в первую очередь – умный учитель. Именно ум помогает учителю быстро адаптироваться к изменениям, происходящим вокруг него в школе, в обществе, в жизни. Во вторую очередь, на мой взгляд, хороший учитель должен хорошо знать свой предмет и уметь его преподавать. Он должен знать намного больше, чем он рассказывает своим ученикам на уроке. И он должен уметь сделать каждый урок интересным и непредсказуемым для учеников. Хочу сослаться на слова Заслуженного учителя России Александра Евгеньевича Попова, который говорил: «если учитель умеет «красиво завернуть свои знания в фантик» – значит, он смог подняться до ребенка».

И, конечно, хороший учитель должен уметь любить детей. О любви к детям много сказано и написано, но что каждый из нас вкладывает в это понятие? Согласитесь, легко любить детей вообще, всех вместе, трудно любить их каждого в отдельности. Опять же, с умными, добрыми, успешными – всё гораздо проще, они быстро находят тропинку к сердцу учителя. А как быть с теми, кто не слишком успешен, не всегда добр и находится в бесконечных конфликтах с окружающим миром и с самим собой? Вспоминаю свой первый год работы в школе. Мой седьмой класс сорвал урок физики и объяснил это тем, что учитель их просто не любит. Это я сейчас понимаю, что в любом конфликте всегда виноват взрослый. А тогда я пыталась убедить их, что учитель физики любить их не обязан, и я их любить не обязана, а вот они обязаны соблюдать дисциплину. Спустя несколько дней одна девочка робко спросила: «Ирина Викторовна, вы просто в наказание сказали, что нас не любите? Ведь на самом деле вы нас любите?» С тех пор я никогда не говорю детям таких опрометчивых слов. Наоборот, я постоянно признаюсь детям в любви. Важно, чтобы дети слышали и видели, что их любят. Абсолютно уверена, в любом возрасте каждому ребёнку просто необходима любовь взрослых людей, в том числе и учителя. Любовь, которая умеет прощать их недостатки, шалости, проступки и такие разные детские характеры. Любовь, в основе которой, – доброта и терпимость; иными словами, любовь, которая умеет терпеливо ждать.

И снова школа. Не так давно во время интервью со мной журналист телевизионной компании задал мне вопрос: «Какая школа для вас идеальная?» Первое, что пришло в голову: школа, в которую дети идут с удовольствием. Позже, обдумывая беседу с журналистом заново, я поняла: ответить надо было бы по-другому; я была неубедительной, аргументы привела не те; что сейчас бы сформулировала свою мысль намного лучше и т.п. А действительно, какая школа для меня идеальная? И все-таки поняла, что мой ответ оказался правильным – та, в которую ученики идут с удовольствием, кто-то  — получать удовольствие от учёбы и своих успехов в ней, кто-то — от общения с одноклассниками, друзьями, учителями, кто-то — от маленьких побед над самим собой. Кто за чем, но с удовольствием.

Время. «Раньше я думал, что с детьми надо разговаривать правильно. Теперь я понимаю, что с детьми надо разговаривать искренне»,- эти слова великого Януша Корчака очень близки мне. На мой взгляд, искренность в отношениях к ребёнку развивает у него чувство защищенности, чувство доверия к учителю, располагает к общению. Именно искренние взаимоотношения со своими учениками помогают нам лучше понять друг друга. А ведь это действительно очень сложно – понять другого человека. Понять, почему именно сегодня Ваня решил устроить «День философа» (т.е. только слушать и созерцать). Понять, почему мой родной 8М целый день пытается не встречаться со мной взглядом? Понять, почему Саша сдал пустой листок в то время, когда каждый ребёнок написал открытое письмо со словами любви и благодарности своим родителям? Понять, и не оставить ученика в состоянии безысходности и беспомощности наедине с самим собой. Для этого иногда достаточно просто спокойно ребёнка выслушать, иногда – что-то рассказать, иногда – вместе с ним помолчать. Кто-то из великих людей сказал: «Я не знаю этого человека: я никогда с ним не молчал». Удивительная мысль, не правда ли ?! Искренность подразумевает, что в общении с детьми я стараюсь оставаться самой собой. Я могу радоваться красивому решению, предложенному учеником, могу быть сердита от его проступка. Я учу детей уважать чувства других людей, в том числе и учителя. И ещё, я думаю, дети чувствуют, когда учитель проявляет искренний интерес к ним. Когда он умеет не только радоваться успехам учеников и сопереживать неудачам, а когда ему интересно, какие книги они читают, какую музыку слушают, какие фильмы смотрят. Любимая просьба моих учеников: «Давайте поговорим «про жизнь!» И мы говорим, говорим обо всем: о мгновениях счастья, о ценности жизни, о любви и предательстве, о родине и подвиге, о войне и мире, о балете и футболе… Мы учимся отличать добро от зла, правду ото лжи. И в этих диалогах я стараюсь говорить искренне.

Время. За годы моей работы в школе произошло много реформ, модернизаций. Появились новые профессиональные слова, федеральные государственные образовательные стандарты, подходы к обучению школьников. Так и должно быть. Мир вокруг нас стремительно меняется, школа тоже не может оставаться на месте. Я не против нововведений, но меня беспокоит желание всё измерить количественно, вплоть до гражданской позиции. Английский публицист, историк и философ Томас Карлейль утверждал: «С помощью цифр доказать можно всё, что угодно». Позволю себе не согласиться с ним. Я – математик, но я не знаю, как измерить результат наших с детьми путешествий, походов, экскурсий? Как измерить, например, уровень патриотического воспитания? Количеством выступлений, посвящённых Великой Победе, или количеством цветов, возложенных к Вечному огню? Количеством слёз детей в музее блокадного Ленинграда? Как измерить ту частичку души учителя, вложенного в каждого ребёнка во время этих мероприятий? Подскажите мне.

Время и счастье. Эти понятия связаны друг с другом. Время – это необратимое течение в одном направлении – из прошлого через настоящее в будущее. И счастье человека определяет не только данное мгновение, но и то, что уже было и то, на что мы надеемся. Мне повезло, у меня было счастливое детство, любящие родители, мудрые учителя и благодарные ученики. Сейчас у меня – любимый муж, замечательные сыновья и работа, которая доставляет мне радость. Уверена, несчастный учитель не может воспитать счастливого ученика. Всю жизнь я учусь быть счастливой и учу быть счастливыми своих учеников. Хотя это очень трудно! По вечерам, когда я проверяю тетради, моя трёхлетняя внучка подаёт их мне (как и я когда-то подавала своим родителям). Как она напоминает меня в детстве! Может быть, она тоже продолжит нашу педагогическую династию? Время покажет. А пока пусть наслаждается своим детским, позже – школьным счастьем. Я, конечно же, ей помогу.