Дорогие коллеги! Приветствую вас на страничке нашего сайта, посвященной методической работе. Надеюсь на то, что она будет для вас не только интересной, но и полезной. Мы вместе постараемся помочь друг другу найти ответы на интересующие вас вопросы, узнать о наших достижениях и планах на будущее.

Приглашаю почаще «заглядывать» на методическую страничку, участвовать в ее  пополнении различными материалами.

Пусть наше общение будет продуктивным, привнесет уверенность в нашу деятельность, поднимет настроение и поможет понять лучше себя и обучающихся.

С уважением, Е. А. Медник

Цель методической работы

Создание самообразующейся среды гимназии, направленной на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства

Задачи методической работы на 2017-2018 учебный год

  1. Продолжить работу по формированию школьного «банка данных» методических разработок педагогических работников; подготовить портфолио общих достижений гимназии.
  2. Активизировать работу среди обучающихся и педагогов по проектной деятельности в системах: «учитель-ученик»; «учитель-учитель». С этой целью организовать учебу педагогических работников и обучающихся.
  3. Обеспечить реализацию целевых Программ развития гимназии на 2016-2020 годы через функционирование проектных групп, инновационную деятельность.
  4. Обеспечить переход гимназии на работу в условиях введения профессиональных стандартов (педагог, педагог дополнительного образования детей и взрослых, педагог-психолог). С этой целью разработать план-график по введению профессиональных стандартов, способствующий эффективному введению профстандартов в деятельность гимназии; апробировать новые формы методического сопровождения, профессиональной подготовки/ переподготовки педагогических работников.
  5. Провести оценку и самооценку компетенций и компетентностей педагогических работников согласно профессиональным стандартам. Создать условия для реализации педагогами возможностей непрерывного самообразования через самостоятельное конструирование образовательного маршрута с учетом своих компетентностей, профессиональных потребностей.
  6. Обеспечить методическое сопровождение педагогов по внедрению федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (10-11 классы). С этой целью создать сетевую группу для взаимодействия, взаимообучения, совместного решения проблем, обмена опытом, проектирования, моделирования; разработки основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
  7. Подготовить пакет системных изменений в сфере образовательной организации (в рамках комплекса инновационного развития) (внедрение технологий, практик; реализации новых подходов к формированию модели школьного образования; организации внутрифирменного обучения как наиболее эффективного пути повышения квалификации и успешного профессионального развития и самосовершенствования педагогов).

Тема методической работы

«Самообразующаяся среда гимназии – страховка от профессионального выгорания»

Структура

Структура методической работы

1
2
3
4
5
6
7
1

Цель деятельности методического Совета – обеспечить гибкость и оперативность методической работы гимназии; повышение квалификации учителей; формирование профессионально значимых качеств педагогов, классных руководителей, педагогических работников; рост их профессионального мастерства.

2

Для реализации Программы развития гимназии создан Совет по стратегии и планированию развития гимназии.

3

Педагогический Совет является постоянно действующим органом в гимназии для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса.

4

Методические объединения являются основным структурным подразделением методической службы гимназии, осуществляющими проведение учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и внеурочной работы по одному или нескольким учебным предметам; создаются для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение.

5

Целью площадок является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков; изучение опыта лучших учителей; разработка, апробация и внедрение педагогических инноваций.

6

Группы (творческие, проектные, исследовательские и др.) – это добровольные профессиональные объединения педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, коллективном сотрудничестве по изучению, разработке и обобщению материалов по заявленной теме с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы.

7

Сетевые сообщества – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Структурно-функциональная модель методической службы гимназии

Модель методической службы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1

Концептуально-целевой блок определяет цель, методологические подходы и принципы.

2

Теоретико-методологическим основанием в нашей модели выступает комплекс методологических подходов, позволивших расширить представление о сущностных характеристиках методической службы.

3

В контексте подходов нами сформулированы основные принципы методической работы.

4

Содержательно-технологический блок модели представлен содержательным, технологическим компонентами, содержит педагогические условия, состав участников образовательных отношений в процессе организации методической работы, методический продукт.

5

В содержательном компоненте отражены направления методической работы и формируемые компетенции.

6

Выбор современных педагогических технологий, представленных в технологическом компоненте содержательно-технологического блока модели, обусловлен реалиями современного образования, потребностями педагогических работников, уровнем их готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

7

Для достижения наилучшего результата применения предлагаемой нами модели мы определили специальные условия.

8

Содержательно-технологический блок модели представлен участниками образовательных отношений.

9

Завершают данный блок методические продукты, разработанные педагогическими работниками гимназии.

10

Завершает процесс разработки структурно-функциональной модели результативно-оценочный блок, который представлен интегративным критерием и уровневыми показателями, позволяющими определить эффективность методической работы. В качестве интегративного критерия выступает профессионально-личностный рост педагогических работников.

Ода методической работе, или несколько слов о ней, любимой

Новые ценности методической работы, ее потенциал определяются исходя из новой цели: подготовки учителя как субъекта профессиональной деятельности, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. Такая переориентация методической работы, на мой взгляд, определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик (самообразование, умение реализовывать концептуальные основы и принципы образования в профессиональной деятельности, способность заменять или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования и т.д.), профессиональной самоорганизации (способность педагога к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов), ключевых компетенций (это личные цели педагога, личные смыслы его образования) и педагогического творчества современного учителя (конструктивная деятельность по созданию нового, материального продукта).

К принципам новой методической системы можно отнести: праксиологичность, альтернативность, технологичность, самоуправляемость и информативность, а одним из главных ресурсов этой системы становится педагог, способный быть субъектом изменений в образовании и работать в условиях перемен. Методическая работа имеет особую, в последнее время все возрастающую ценность: вкладывая в личность и мастерство учителя, методическая работа обеспечивает завтрашний день школы, ее инновационное развитие. Добровольный характер развития делает ее одним из демократичных видов деятельности. Можно выделить несколько критериев, позволяющих оценить оптимальность конечных результатов методической работы: критерий результативности, критерий рациональных затрат времени и критерий стимулирующей роли методической работы, выражающийся в ее способности повышать уровень удовлетворенности педагогом своей деятельностью за счет непрерывного образования.

В современных условиях целесообразно выделить три группы функций методической работы: по отношению к конкретному учителю (главным интегративным результатом методической работы следует считать создание персональной образовательной сферы; с этой целью методическая работа нацелена на обогащение знаний педагогов, развитие их мировоззрения, развитие мотивов творческой деятельности, коллективизма, устойчивых нравственных качеств личности, развитие современного стиля педагогического мышления, педагогической технологии и др.), по отношению к педагогическому коллективу (к функциям этой группы относятся: трансляция педагогического опыта, стимулирование, опытно-экспериментальная, проектная работа, исследовательская деятельность и др.), по отношению к более широкой системе непрерывного образования (творческое осмысление социального заказа, новых нормативных документов и адресов педагогического опыта, внедрение достижений в практику работы, профилактику затруднений в педагогической деятельности, распространение за рамки образовательной организации лучшего опыта педагогов и др.). Особенно хочется отметить, что содержание методической работы с педагогами определяет ее положительный результат, а содержание, как известно, реализуется в формах методической работы (педагогические чтения, модерирование, конференции, семинары и многие другие интерактивные формы). В последнее время возрастает роль неформальных форм профессионального взаимодействия (союзов, ассоциаций, клубов), в которых удается сочетать повышение квалификации с творчеством. Важной направленностью современной методической работы является ориентация ее на создание благоприятной обучающей среды для самообразования и профессионального самосовершенствования педагогов.

Современным педагогом осваиваются принципиально новые образовательные технологии, практико-преобразующие компетенции, решаются такие сложнейшие задачи, как выбор новой педагогической парадигмы и перестройка собственной ценностно-смысловой сферы, индивидуальной системы профессиональной деятельности. Приобретение новых знаний, овладение универсальными учебными умениями и навыками, ориентация на их обновление и непрерывное педагогическое развитие становятся фундаментом методической работы с педагогами внутри организации.