В современных условиях целесообразно выделить три группы функций методической работы: по отношению к конкретному учителю (главным интегративным результатом методической работы следует считать создание персональной образовательной сферы; с этой целью методическая работа нацелена на обогащение знаний педагогов, развитие их мировоззрения, развитие мотивов творческой деятельности, коллективизма, устойчивых нравственных качеств личности, развитие современного стиля педагогического мышления, педагогической технологии и др.), по отношению к педагогическому коллективу (к функциям этой группы относятся: трансляция педагогического опыта, стимулирование, опытно-экспериментальная, проектная работа, исследовательская деятельность и др.), по отношению к более широкой системе непрерывного образования (творческое осмысление социального заказа, новых нормативных документов и адресов педагогического опыта, внедрение достижений в практику работы, профилактику затруднений в педагогической деятельности, распространение за рамки образовательной организации лучшего опыта педагогов и др.). Особенно хочется отметить, что содержание методической работы с педагогами определяет ее положительный результат, а содержание, как известно, реализуется в формах методической работы (педагогические чтения, модерирование, конференции, семинары и многие другие интерактивные формы). В последнее время возрастает роль неформальных форм профессионального взаимодействия (союзов, ассоциаций, клубов), в которых удается сочетать повышение квалификации с творчеством. Важной направленностью современной методической работы является ориентация ее на создание благоприятной обучающей среды для самообразования и профессионального самосовершенствования педагогов.
Современным педагогом осваиваются принципиально новые образовательные технологии, практико-преобразующие компетенции, решаются такие сложнейшие задачи, как выбор новой педагогической парадигмы и перестройка собственной ценностно-смысловой сферы, индивидуальной системы профессиональной деятельности. Приобретение новых знаний, овладение универсальными учебными умениями и навыками, ориентация на их обновление и непрерывное педагогическое развитие становятся фундаментом методической работы с педагогами внутри организации.