В преддверии Дня учителя в Доме профсоюзов подведены итоги областного профессионального конкурса «Учитель года-2017». Кто стал победителем? Об этом чуть позже. А начиналось все так. С 13 июня по 10 июля 2017г. проходил первый (заочный) этап конкурса, необходимо было написать  мотивационное эссе «Я – педагог!» (эссе Петрова И.О. размещено в конце) и снять урок. Цель данных заданий – раскрытие мотивов выбора  педагогической профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.

         Конкурсные испытания заочного тура выдержали Петров И.О. (номинация «Учитель года») и Матюшкин А.В. (номинация «Учитель здоровья»). В очный тур, который проводился с 25 по 29 сентября, вышло 16 участников по четырем номинациям. Учителям, воспитателям, руководителям  образовательных организаций предстояло провести методический семинар, мастер-класс, педсовет и стать участниками круглого стола образовательных политиков. Жаль, конечно, что не удалось посмотреть все конкурсные испытания, но то, что увидела, порадовало и вызвало интерес не только у меня, но и у присутствующих коллег. Методическая грамотность, соотнесение педагогической теории  с практикой, способность к анализу, к осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; обучение участников конкурса эффективным методическим приемам, используемым в своей профессиональной деятельности; обсуждение существующих проблем, путей их решения и перспектив развития образования; открытое обсуждение одной из заданных оргкомитетом конкурса актуальных общественно значимых проблем – вот через что пришлось пройти нашим коллегам. И они справились, они – лучшие!!! Два первых места в номинациях «Учитель года» и «Учитель здоровья» – чем не подарок педагогическому коллективу накануне профессионального праздника!

Поздравляем с победой!

Вы отчаянно старались

И ни в чем не сомневались,

Верность школе берегли

И до цели вы дошли!

Петров Игорь Олегович, учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия №4» г. Великого Новгорода

Мотивационное эссе «Я – педагог».

Герман Гессе писал, что у каждого человека есть только одно истинное призвание, – найти путь к самому себе. Свой путь в профессию педагога я начинал как временное отступление от своих жизненных целей. По ряду причин не сумев реализовать свою мечту – стать художником, по совету родителей я подал документы в педагогический институт. Поскольку история всегда была мне интересна, то и выбор оказался, естественно, предопределённым – исторический факультет. Однако обучение детей изначально вызывало во мне неприятие, прежде всего из-за необходимости по многу раз  объяснять одни и те же очевидные истины. Но с опытом работы пришло понимание – истина обретает подлинность только в том случае, если она осознана не только тобой, но и ребёнком. Искренность детей, их непосредственность и оригинальность мышления помогают по-новому открыть казавшийся очевидным факт, иначе осознать суть знакомой тебе проблемы и самое главное, познать самого себя, свои достоинства и недостатки.

Ребёнок – это путь человека к самому себе, поэтому, скорее всего, не мы, педагоги, нужны детям, а дети нужны нам!

 

Повышение образовательного уровня самого педагога, его личностное самосовершенствование, развитие творческих способностей – вот один из главнейших результатов современного образовательного процесса, без которого невозможен личностный контакт с детьми. Исходя из собственного опыта, я могу сказать: «исправить» ребёнка, «скорректировать» его недостатки, исходя только из внешнего воздействия на него, – скорее всего, невозможно. Но зато возможно «исправить» себя, а исправляя себя, мы делаем лучше и детей, и всех, кто нас окружает.

Основным девизом педагогов, по моему мнению, должны стать такие слова: «Чистота помыслов. Бескорыстие. Честность. Открытость. Гуманизм. Требовательность к себе». Чистота помыслов исключает манипулирование ребёнком, мы не можем заранее предвидеть – какой жизненный путь предстоит ему пройти, но мы можем подготовить его к выбору этих путей. Бескорыстие педагога должно проявляться в постоянном стремлении помочь ребёнку преодолеть затруднения и ошибки, не ожидая благодарности или особого вознаграждения за эту помощь.

Честность необходима для того, чтобы ребёнок верил тебе: признай первым свою ошибку, и тогда ребёнок признает свою. Открытость педагога – это осознание счастья встречи с ребёнком, понимание неповторимости каждой минуты общения с ним: радость – успехам детей, поддержка –  в их горе. Гуманизм подразумевает стремление раскрыть одарённость и талантливость каждого ребёнка, возможность более высокого развития способностей успевающих, обеспечивает поддержку отстающих.

Требовательность к себе – это важнейшее условие успешности образовательного процесса, бескомпромиссное отношение к себе даёт право не только на требовательность по отношению к ученику, но и на компромиссы с ним. Педагог может и должен, когда это необходимо, прощать ученика, но себя он прощать не должен.

Смысл нашей деятельности – показать детям необходимость служения  обществу, приносить пользу человечеству, своей стране и своей семье. Поразительна, на мой взгляд, по своей простоте и глубине мысль Яна Амоса Коменского о том, что школа должна обучать Высшему Добру. В этом я вижу альфу и омегу всей педагогики.

Однако достижение целей нравственного развития личности иногда затрудняется усложнением содержания изучаемых предметов. Это усложнение, вызванное естественной необходимостью повысить конкурентоспособность выпускников учебных заведений, не всегда учитывает возможности детей осознавать изучаемое, сопереживать в процессе обучения. Иногда на одном уроке истории ученики знакомятся не с одним десятком определений, дат, событий, исторических личностей…

Возможным способом преодоления противоречия между усложнением содержания учебных предметов и развитием духовных, нравственных качеств ребёнка является интерактив. Иногда под ним подразумевают работу с интерактивными средствами обучения, хотя настоящий интерактив – это, прежде всего, активное, деятельностное общение педагога и детей. Интерактив позволяет достаточно быстро «погрузить» обучающегося в ту или иную эпоху, мотивирует детей к достижению высокого результата, обеспечивает субъект-субъектные отношения в процессе обучения. Интерактив – это не только игра, это и реконструкция общественных и природных процессов, это проживание различных моделируемых ситуаций. Интерактивные формы деятельности прекрасно сочетаются с работой в группе, создают позитивные отношения внутри учебного коллектива. Писание берестяных грамот и клинописи на глине, «заседание» в древнеримском Сенате и споры на новгородском вече, всё это не просто «оживляет» образовательный процесс, но и помогает ребёнку осознать многоаспектность, противоречивость общественного развития, способствует формированию собственного отношения к изучаемому, творческому проявлению своей индивидуальности.

Путь к самому себе через сотрудничество, сотворчество, сопереживание с ребёнком – это и есть та награда, которую даёт профессия педагога.