Горизонты открытий: вверх по лестнице, ведущей…вверх.

Куда я в итоге приду? Сколько ступенек мне ещё надо пройти? Ответы на эти вопросы мучают меня всё чаще. Кто знает, что таит в себе этот подъём. Будут ли падения?  Но если они будут, значит, должны быть и взлёты. Пусть это вдохновит меня на подвиг!

Однажды, когда я присела на свободное место и взяла свой блокнотик с малиной на обложке, ко мне осторожно подошли две или три девочки. Одна из них спросила: «Вы будете нашей новой учительницей?» Я улыбнулась в ответ. Я и сейчас улыбаюсь, потому что этих девочек вижу каждый раз, когда захожу в свой класс. «Да»…почти три года назад я ответила на тот вопрос утвердительно, уверенно кивнув головой. И откуда только взялась эта уверенность у новичка в системе школьного образования?

«Сюда нельзя», – обратился ко мне строгий учитель. «Я учительница», – проговорила я смущённо, будто бы была уличена во лжи. Оказывается, быть молодой в школе  – значит «осложнить» себе жизнь.Да, я скорее потяну на ученицу, нежели преподавателя,  и все смотрят с подозрением, будто испытывают тебя. А со временем понимаешь, что ты и есть ученица, ведь, обучая, учимся сами, учимся всему, учимся с нуля. Пусть это вдохновит меня на подвиг!

Мне иногда кажется, что я могу помочь ученикам, для этого всего лишь нужно говорить на их языке, нужно, чтоб они позволили это сделать. «Дарья Сергеевна, можно мне с вами поговорить? Родители сказали, что я сама могу разобраться, а что-то не получается…» И ты идёшь по тихим длинным коридорам вместе с ней, застенчивой и взволнованной, отвечая поочередно на её вопросы, задавая ей свои, ничего не ожидая услышать взамен, просто радуясь вот этому доверию вот этой девочки. Доверие! Оно, правда, необходимо. Мы должны больше доверять детям, и они, в свою очередь, откроются нам. Обязательно откроются!

Взаимопонимание! Нам нужно, чтобы они нас понимали, но в то же время можем ли мы быть слишком близкими? «Отношения учителя с учеником – это что-то вроде хождения по канату. Знаю, как осторожно должна я выбирать слова и жесты. Понимаю, как трудно балансировать между дружелюбием и фамильярностью, достоинством и отчуждённостью». Я искренне пытаюсь подобраться к моим ребятам, хочется верить, что это удаётся, пусть и не со всеми (Пусть это вдохновит меня на подвиг!). «Я не зря пришла, я вижу, что вы меня поняли». Нас так порой им не хватает!Настоящих, сопереживающих, способных отозваться на проблемы, понимающих их настроение, а не останавливающих на полуслове, желающих промчаться мимо, закрывающихся тетрадями, книгами…Учитель есть одновременно родитель, руководитель, воспитатель, психиатр, судья, друг. Это далеко не весь список, его можно продолжить. Беда в том, что многим наша работа кажется находкой: «с девяти до трёх…двухмесячный оплаченный отпуск летом, все праздники по календарю, почёт и уважение». Ведь нам не платят только за то, чтобы мы учили их разбирать сложные предложения, задавали читать художественную литературу и поддерживали дисциплину в классе. Учитель – это синкретичная профессия, однозначно, требующая колоссальных усилий, и, самое главное, времени, потому что мы всегда отдаём то, что никогда не сможем вернуть.

Если заглянуть года на два назад, то я вижу себя влюбленной в абстрактное обучение и абстрактных учеников. Мне сложно было понять ребят, тем более их родителей, которые пытались поочерёдно что-то объяснить при встрече. Я просто не умела никого слушать и слышать, пока не столкнулась лицом к лицу с одним своим учеником, пока не заглянула ему в глаза и пока не поняла, что он – человек, порой поступающий мудрее меня, понимающий куда больше, чем я. Всего одно только наблюдение со стороны, и я открыла для себя простую истину: мы часто недооцениваем своих учеников, мы пропускаем тот момент, когда они уже выросли в наших глазах…

Сегодня я не хочу идти вниз по этой лестнице: каждая ступень – это открытие. Сверх сил стремиться ввысь. Сколько бы ни было бессмысленно растраченного времени в поисках интересного материала, сколько бы ни было огорчений от неудачно написанных работ, невежества порой, злоупотреблений, всё можно преодолеть и вынести, «потому что нет ничего более прекрасного, чем школа». Пусть это вдохновит меня на подвиг!