Современная школа: миг между прошлым и будущим.

В последнее время в педагогической литературе, в статьях, посвящённых актуальным вопросам образования, много говорится о современной школе.

Одни пишут, что современная школа – это школа для всех, школа, где учитываются возрастные особенности школьников; особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Другие говорят, что современная школа – это дом, в котором сформировано единое образовательно – воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют обучающиеся, педагоги и родители, объединённые общими целями и задачами и являющиеся равноправными участниками этого процесса.

Третьи считают, что современная школа – это лица, характеры, личности учеников, поэтому чтобы ни делали, какие бы планы ни строили, в центре всегда будет ребёнок – наш ученик, всё для него и ради него: новые технологии и профильные классы, творческие кружки и спортивные секции.

По мнению других, современная школа – это технически оснащённые классы, где проходят современные уроки с использованием новых педагогических технологий и новых технических средств обучения, работает мультимедиа центр; просторные, светлые, украшенные цветами коридоры, спортивные комплексы, тренажёрные залы, бассейны, мастерские и лаборатории, комнаты отдыха для учителей и учеников.

Интересным кажется и мнение тех, кто считает, что современная школа – это прежде всего инновационная экспериментальная площадка, где проводятся гуманитарные исследования и осуществляются технологические разработки.

Ученики тоже размышляют над вопросом: какой быть школе сегодня. Вот некоторые их высказывания:

– это понимающие педагоги;

– это современные, технически оснащённые классы;

– это счастливые дети;

– это комфортная обстановка.

Как видим, современная школа на сегодняшний день рассматривается с разных сторон: интеллектуальной, физической, информационной, личностной и нравственной.

 В моём понимании, современная школа – это  творческая мастерская педагога и самого ребёнка, в которой учат творчески развиваться, мыслить, искать решения возникших проблем, добиваться успеха. В такой школе ребёнок является солнцем, вокруг которого вращается всё, здесь каждый ученик талантлив по – своему, а мы – учителя этот талант должны раскрыть в ребёнке.

Рассуждая о современной школе, невольно уносишься воспоминаниями в прошлое: какой была школа раньше? Что изменилось с течением времени? И всё новое – это, может быть, хорошо забытое старое?

Давайте заглянем в школу прошлого. Доска, мел, слово учителя. Но ведь и при классно – урочной системе мы, учителя, показывали хорошее качество обучения, успешно готовили детей к переходу в основное звено школы.

Неужели надо всё менять?

Конечно, нет. Но время идёт, меняется жизнь, люди, в том числе и дети. Они уже другие, можно сказать, более цивилизованные, эрудированные, информатизированные. Им хочется самим (пусть и с синяками на ногах и разбитыми коленками) узнавать мир, окружающих людей.

Поэтому, на мой взгляд, надо изменить взгляд на процесс обучения в современной школе, сделать его более действенным, деятельностным:

– вместо объяснения темы учителем, предлагать ученикам самостоятельно решать проблемы и открывать новые знания;

– вместо быстрого чтения – погружаться в текст;

– вместо контроля – самостоятельное оценивание своих образовательных результатов;

– вместо привычных  средств при объяснении материала – применение информационных технологий.

И тогда связь между прошлым и настоящим не разорвётся, а только укрепится.

Прошлое невозможно изменить, к будущему надо быть готовым, его трудно предсказать. А что же тогда настоящее? А настоящее – это и есть тот миг между прошлым и будущим; это время, данное нам, чтобы остановиться, задуматься, решить, что делать дальше. Надо непременно воспользоваться настоящим, как шансом изменить будущее, а будущее – это наши дети, банально, но факт. Но будущего без них нет.

Поэтому мне хочется видеть современную школу на основе прошлого, где в настоящем учат и учатся по – новому и не боятся заглядывать в будущее.

Время настолько быстротечно, что не заметим, как наши младшие выпускники найдут себя в будущем: поступят в вузы, получат хорошую профессию, станут добрыми и отзывчивыми людьми.

Миг… Миг!!! Миг??? Есть над чем подумать и о чём задуматься.