Уварова Елена Константиновна, учитель математики МАОУ «Гимназия №4»

6 марта 2017 г. в  «Диалоге» были подведены итоги городского конкурса  педагогического и управленческого мастерства. «Вскрытие конверта» в номинации «Педагогический дебют» показало, что мы не ошиблись с выбором номинанта: Елена Константиновна в своей номинации заняла II место. Это замечательный результат для начинающего, но перспективного педагога  (в номинации принимало участие 31 человек).

Поздравляем Елену Константиновну с первой профессиональной наградой и желаем ей дальнейшего карьерного взлета.

ЭССЕ «ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫТИЙ»

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого окончен.   Что ждет меня впереди? Какие горизонты простираются передо мной? «Осталось провести последнее лето перед тем, когда я впервые переступлю порог школы,- так думала я три года назад. – Как встретят в новом коллективе? Как оценят мои способности?» Три года пролетели очень быстро, даже оглянуться не успела. Учительское время вообще бежит очень быстро: от четверти – к следующей четверти, от каникул – до следующих каникул. Мы подобны часикам, которые завели и время от времени «смазывают», т.е. учат, подсказывают, рекомендуют, советуют, консультируют и и…и….и…. Как много надо знать  в учительской профессии, как надо понимать детскую душу! Да и с  коллегами хочется быть на равных, тем более, что они называют меня «молодой специалист», ждут от меня инициатив, чего-то нового, молодого, задорного. Какое там – молодой специалист! Язык не поворачивается называть себя «специалистом», я еще всего лишь подмастерье, учусь сама и стараюсь интересно учить своих детей. Вот и употребила слово «дети». Да, действительно, они для меня, мои теперь уже семиклассники, стали детьми. Они смотрят на меня и задают вопросы, ждут ответы на них. Я хорошо запомнила их первый вопрос: «Зачем нам надо это знать?» и до сих пор помню свой ответ: «Это пригодится вам при изучении последующих тем, пригодится при сдаче экзаменов, это разовьет ваше мышление, интеллект». А что я еще могла тогда им ответить?! Разнообразные примеры прикладных задач, в действительности, не утолят любопытство детей, может быть, в старших классах государственная итоговая аттестация и затронет их эмоциональную сферу, но не сейчас. Современные дети не мыслят такими узкими категориями, сейчас они играют в компьютерные игры от первого лица с полным погружением, смотрят фильмы в формате 3D, ищут покемонов, блуждая со смартфоном по улице, используют десятки других умных приложений. Все технологии в настоящее время направлены на создание более реалистичных образов, поэтому ребята и хотят видеть подобный реализм в математических формулах, графиках и теоремах. Используя математический термин «градус», могу сказать, что в мой первый учебный год горизонт для меня простирался только на 160 градусов (наверное, как и для любого человека, который пока не догадался повернуть голову и осмотреться). Второй год работы в школе увеличил угол обзора до 180 градусов. Моё первое открытие – просто знания своего предмета недостаточно, надо увлечь им учеников; показать, зачем это знание им необходимо. Каждый раз, готовясь к уроку, я вспоминаю вопрос детей: «Зачем им это нужно?» и прекрасно понимаю, что принцип «я учу – они учатся», оказывается недейственным.

Г.Г. Харди писал, что «математик, как и художник, и поэт создает узоры. И если его узоры долговечнее, то это потому, что они сотканы из идей». В ходе поисков ответа на простой детский вопрос «Зачем нам это знать?» я  пришла еще к одному открытию (только уже в рамках своего предмета математики): математика – есть искусство; отличие её от других искусств, таких, например, как: музыка или рисование только в том, что наша культура не признает её искусством. К сожалению, порой мы сталкиваемся с тем, что в большинстве учебников за основу берется мнение о том, что всё становится ясным, если выражено формулой. Вся красота и гармония математики скрыта от школьника за объемными теоремами и «страшными» формулами. Особенно достается  слабому ученику, на него знания «наваливаются» тяжким грузом, который он носит из школы домой и обратно в школу. Стоит задуматься, расширить свой кругозор, объединить усилия со своими учениками и вместе найти выход, открыть всё, что спрятано за страницами учебников. Узнать, чем же занимаются математики – задача не из легких! Я заметила, что в представлении школьников математика – это наука древности; они думают, что там всё уже изучено. Попытки перебороть этот стереотип привели меня к необходимости постоянного пополнения знаний. Это необходимо чтобы открыть детям глаза на то, что математика – это наука будущего. Я, конечно, не тешу себя надеждами, что в будущем они свяжут свою жизнь с моим предметом, но очень хочу, чтобы у них не осталось страха перед математикой и наукой в целом.

Галилео Галилею принадлежит знаменитое изречение: «Книга Природы написана на языке математики». К сожалению, в рамках учебной программы нет часов на ознакомление с этим языком, языком математики. А как хотелось бы рассмотреть удивительные приложения математики; рассказать им, как абстрактные математические теории становились впоследствии незаменимым источником прогресса. Палочкой-выручалочкой, единственной возможностью для меня, как и для многих учителей, остается внеурочная деятельность (например, математический кружок).

Остановлюсь еще на одном своем открытии – открытии себя в качестве классного руководителя. «Каждый ученик играет на своем инструменте – с этим ничего не поделаешь. Тонкость состоит в том, чтобы узнать как можно лучше наших “музыкантов” и достичь гармонии между ними. Хороший класс – это не полк, идущий в ногу, а оркестр, играющий симфонию»,- писал Даниэль Пеннак. Как я с ним согласна! Классный руководитель, как здорово, если на твоем пути встречается именно «классный» классный руководитель! Мне в школе не повезло, классный руководитель менялся четыре раза. Поэтому, примерив на себя новую одежку в качестве классного руководителя, мне пришлось хорошо осмотреть пространство класса вокруг себя уже на все 360 градусов. Я считаю, что роль классного руководителя, – это роль посредника между учениками и учителями-предметниками; между родителями и школой, между учениками и их родителями (что, пожалуй, самое сложное). Функционал классного руководителя безграничен: подсказать, урезонить, посоветовать, дать возможность проявить инициативу, поддержать, если что-то не вышло, но главное – настроить на командную работу. Мое четвертое открытие состоит в том, что от классного руководителя зависит, с каким настроением ребенок придет в школу, с каким настроением пойдет домой и с каким придет на следующее утро, и так каждый день. Останется ли в их воображении  яркая и красочная картинка учебного дня  или это будет  серый холст? 360 градусов, с точки зрения математики, величина конечная, но с точки зрения открытий, границ этот горизонт не имеет. Всматриваясь в ту часть, которую, кажется, уже изучил, задаешь себе всё новые и новые вопросы, переписываешь свои «лучшие» конспекты уроков, ищешь новые возможности для становления «специалистом».

Проработав в школе три года, хорошо осмотревшись по сторонам, я поняла, что мой горизонт открытий простирается во все стороны (школа, семья, родители, коллеги, общественность). Но как много еще надо сделать профессиональных и личностных открытий! Время у меня есть и зрение не подводит. Горизонты открытий, я вижу вас!