Научное общество София

Руководителем научного общества школьников София является Петров Игорь Олегович, учитель истории и обществознания.

Рыцари научного познания

Научное познание требует преданности истине, постоянного совершенствования. Поэтому исследователей можно сравнить с рыцарями, которые сражаются с невежеством во имя торжества правды. Исследователи нашего гимназического научного общества «София» ещё не столь знамениты, как прославленные рыцари науки, чьи имена записаны в летопись славнейших дел человечества, но у них ещё всё впереди. И как у всяких рыцарей, у юных любителей науки нашей гимназии есть свой рыцарский герб и устав.

1
2
3
4
5
6
7
1

новгородский вечевой колокол

2

золотой лев

3

червлёная рысь

4

раскрытая книга

5

червлёные ключи

6

изображение радуги

7

«Верность науке – дорога к благу»

План работы на 2019-2020 учебный год

Устав рыцарей научного познания

  • Рыцари научного познания признают, что самое прекрасное – это наука и беззаветно посвящают своё время научным изысканиям.
  • Рыцари научного познания верят, что главное в науке не прибыль, а истина.
  • Рыцари научного знания не присваивают чужих открытий, но пользуясь ими, всегда упоминают их авторов.
  • Рыцари научного знания всегда честны в своих исследованиях.
  • Рыцари научного знания дают клятву никогда не употреблять своих знаний во вред людям и своему Отечеству.
  • Рыцари научного знания бескорыстно делятся своими знаниями с другими людьми и помогают другим рыцарям науки в их исследованиях.
  • Рыцари научного знания никогда не высмеивают тех, кто знает меньше их, ибо они знают: только невежда полагает, что знает всё.
  • В научных спорах рыцари научного познания определяют достойнейших. Достойнейшие не должны превозносить себя, ибо должны помнить, что могут найтись знающие более, нежели они.

Герб

Армигерами – владельцами герба являются благородные рыцари научного познания.

Герб представляет собой лазурный щит. Лазурь – знак беспристрастного познания.

В средней части главы щита помещено изображение новгородского вечевого колокола – символа свободы Новгородской земли – в знак того, что научное познание обеспечивает свободное развитие общества.

С правой части щита показан золотой лев. Согласно новгородским сказаниям, лев спит с открытыми глазами и видит всё вокруг. Так и исследователь должен постоянно замечать все явления окружающего мира.

С левой стороны щита помещена червлёная рысь с краснобуро-оранжевыми пятнами. Рысь, обитающая в лесах Новгородчины, является символом находчивости.

В средней части основания игра помещена раскрытая книга – символ мудрости и знания. Также книга олицетворяет начало древнерусской книжности,  поскольку первые известные книги Руси – Новгородская Псалтирь и Остромирово Евангелие были обретены в нашем городе.

В правом и левом нижних углах щита, а также чуть ниже его сердца находятся изображения трёх червлёных ключей. Это означает, что мудрость и знания, содержащиеся в книгах, открывают вход к трём видам наук: точным, естественным, социально-гуманитарным. В верхней части герба помещено изображение радуги, которая в геральдической науке знаменует успех в начинаниях.

Внизу герба показан девиз «Fideles scientia via est ad bonum», что означает «Верность науке – дорога к благу».

Новости Софии

Что такое проблема и гипотеза?

Зачастую юные исследователи, выбрав тему своей научной работы, не могут правильно сформулировать проблему и гипотезу. Проблема двигает исследование вперёд, само это слово означает на нашем языке преграду, которую необходимо преодолеть. Проблема – это противоречие между нашим незнанием и знанием. Если ты понял, что именно тебе неизвестно в рамках темы исследования, то для тебя открыт путь к познанию. Многие проблемы науки могут иметь различные решения, с развитием научного знания они осознаются людьми более глубоко. Именно поэтому датский физик Нильс Бор утверждал: «Проблемы важнее их решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются».

Осознав проблему исследования, следует предположить, как её решить. Это предположение называют гипотезой. Английский философ Имре Лакатос советовал: «Будь смелым, выдвигая гипотезы и беспощадным, опровергая их». Следует помнить, что ценность научного исследования может быть не только в доказательстве гипотез, но и в их опровержении. Ведь самым главным в науке является познание истины.

Древний римский поэт Лукреций посвятил проблемам и гипотезам такие строки:

Внемли мне, друг, коль имеешь влеченье к наукам –

То изначально ты должен понять первопричины явлений:

Дождь отчего льётся каплей, а не струёй водопадной?

Яблока цвет почему как заря, а не цвета меча из булата?

Или зачем у зверей по четыре ноги, а не восемь,

И отчего погибают великие древние царства?

Много вопросов вокруг, на которые нету ответа.

Если имеешь досуг и желанье над тем поразмыслить,

Знай, что названье неясной причине явлений – ПРОБЛЕМА.

Если отыщешь решенье проблемы, то станет всё ясно,

Мрак непонятного истины свет озарит.

Трудно проблему решить, легче взойти на высокую гору.

Видно недаром проблема зовётся преградой.

Коль осознал ты проблему, то пробуй прикинуть скорее

Как разрешить её, в чём же разгадка задачи.

Предполагая разгадку проблемы, используй свет знаний

И рассужденья учёных мужей, прославленных в мире науки.

Предположение это гипотезой нами зовётся.

Нам надлежит гипотезу ту доказать иль её опровергнуть,

Смело дерзай, познавая природу, общественных дел назначенье.

Самые необычные гипотезы